Работать для того, чтобы жить, или жить, чтобы работать? Этот риторический вопрос многих из нас заставляет задуматься:
– зачем мы работаем?
– занимаемся ли мы той работой, которая нам интересна?
– почему для нас важна работа?
– какие люди окружают нас на работе?
– какие эмоции дает нам наша работа?
Безусловно, работа для большинства из нас важна не только как источник дохода, заработка, но и для профессионального развития, роста, коммуникаций между коллегами-профессионалами. На работе мы проводим иногда больше времени, чем дома с близкими и родными людьми, и чем эффективнее функционирует бизнес-система и бизнес – коммуникации внутри компании, чем благоприятнее психологический климат внутри коллектива, тем результативнее труд. При этом лояльность, вовлеченность и рабочий настрой у сотрудников остается высоким продолжительное время.
Чтобы работа была в радость во всех смыслах этого слова, необходимо не только профессионально выполнять поставленные задачи, но и находить общий язык с коллективом, и что важнее – с непосредственным руководителем, который будет ставить задачи, контролировать исполнение, корректировать в процессе, обучать рабочим нюансам, принимать участие в оценке результатов Вашей деятельности. Вот и получается, что начальник – это тот человек, от которого гипотетически зависит и карьерные продвижения, и размер зарплаты, и микроклимат в коллективе.
Поэтому умение эффективно взаимодействовать с начальником очень важно, ведь, как известно, приходят работать в компанию, а уходят от руководителя.
Для начала неплохо было бы разобраться, каковы особенности и характера у начальника. Понаблюдав за человеком, особенно в сложных рабочих моментах, можно понять, он вспыльчив, или спокоен, насколько он тщателен при принятии важных решений, какого рода информацией он привык оперировать (цифрами, логическими доводами, образами, фактами, субъективными ощущениями и т.д.). Также немаловажным является то, как начальник относится к инициативе, к мнению подчиненных, какого стиля коммуникации он придерживается (держит дистанцию с подчиненными или «панибратствует»), решает сложные ситуации единолично, или совместно с коллективом.
Итак, сформулируем основные правила эффективной коммуникации с руководителем.
- При любом недостатке, искажении служебной информации, или различий в ее понимании, необходимо уточнять по максимуму все необходимые параметры у непосредственного руководителя во избежание коммуникативных барьеров общения. Задавайте вопросы, уточняйте информацию, спрашивайте те детали бизнес-задачи, которые Вам показались неясными, так как в дальнейшем все неясные моменты могут вылиться в некачественно сделанную работу, срыв сроков подготовки требуемых данных. Вы должны быть постоянно в профессиональном диалоге с руководителем.
- При принятии решения в зоне своей ответственности, придерживайтесь правила разумного риска (70 /30) : принимайте положительное решение, если Вы на 70% уверены в успехе решения бизнес-задачи, а оставшиеся 30 % – это меры, которые следует предпринять в случае неудачи.
- Критикуя точку зрения коллег, а особенно, начальника, предлагайте свой альтернативный способ решения бизнес-задачи. Приводите аргументы в отношении сильных и слабых сторон Вашего способа, а также нелишним будет указать на возможные угрозы при реализации и перспективы после внедрения Вашего предложения.
- Будьте открыты не только с руководителем, но и с коллегами. Если Вы обладаете уникальными знаниями или опытом, делитесь ими. Не бойтесь, что таким образом Вы будете растить себе конкурентов : Ваши знания и опыт останутся при Вас, а вот станут ли они приобретением для коллег – это вопрос очень спорный. Зато приобретение профессионального авторитета в коллективе еще никому не мешало!
- Работайте качественно, расставляя приоритеты, особенно, если задач много. Помните, что лучше сделать работу качественно и в оговоренный срок, чем быстро и с массой недочетов.
- Учитесь признавать свои ошибки и делать из них конструктивные выводы. Обязательно дайте понять начальнику, что Вы сделали ошибку непреднамеренно. Далее нужно предложить варианты исправления своей ошибки с минимальными потерями времени и соблюдения технологии работы. Если же начальник разразился криком и негативными эмоциями, то не позволяйте оскорблять себя : «ты – бездарность» и «ты сделал некачественно отчет» – совершенно разный коленкор.
- Не вступайте ни в какие коалиции на работе. Избегайте интриг. Вежливость, добросовестность и соблюдение субординации, принятой в вашей компании – важные составляющие успеха. Распространение сплетен и обсуждение начальника за его спиной может сослужить Вам плохую службу. В то же время не пренебрегайте неформальным общением в коллективе, это может помочь наладить связи и лучше понять и начальника, и коллег.
- Старайтесь чувствовать «момент» и понимать, когда уместно обсудить вопросы отпуска, премии, повышения, или внезапно возникших личных обстоятельств. Также важно соблюдать «умеренность»: в шутке, в количестве уточняющих вопросов начальнику, в обсуждении рабочих моментов и т.д.
- Соблюдайте требования корпоративной культуры, принятой в Вашей компании. Тем самым Вы будете демонстрировать лояльность по отношению к руководству и к компании в целом. Как правило, требования корпоративной культуры относятся к дресс-коду, правилам общения с коллегами, с клиентами компании, а также совокупность принятых в компании моделей поведения ( стиль разрешения конфликтов, элементы дисциплины, принятая символика, запреты на какие-либо действия и т.д.). Чтобы избежать недоразумений, необходимо ознакомиться с внутренними документами, регламентирующими все аспекты корпоративной культуры.
- Старайтесь получать обратную связь от своего начальника по выполнению работы (либо после каждого проекта, либо с какой-либо оговоренной периодичностью). Это позволит Вам понимать, что Вы упускаете в работе, в чем Вы пока профессионально несильны. Таким образом, Вы определить для себя зоны дальнейшего профессионального развития.
Специалисты по управлению человеческими ресурсами утверждают : успех в работе и удовлетворенность результатами своей деятельности чаще приходит к тем, кто не только является профессионалом своего дела, а еще смог стать единомышленником со своим начальником, кто совместно с коллегами ищет новые пути решения сложных бизнес-задач и продолжает развивать и совершенствовать свой профессионализм вместе с компанией.