Лечение такой непростой болезни, как аутизм, требует вдумчивого подхода. Врачи наблюдают поведенческие симптомы, которые проявляются в сложностях, проявляющихся в коммуникациях. Речь идёт об атипичном контакте в зрительной форме. Нарушается взаимодействие человека с окружающими. Страдают разговорные навыки, включая невозможность полноценного общения со сверстниками. Среди других симптомов заболевания – ограниченность интересов, затрагивается сенсорная чувствительность. Аутизм описывают не только в отношении особенностей поведения. Болезнь характеризуется биологическими признаками.
Как исследовали аутизм в прошлом
Чтобы найти эффективные методы лечения, ученые проводили исследования, начиная с 1943 года. Научная статья была опубликована в Америке. Лео Каннер описал 11 детей с общими чертами, включая социальную изолированность и недостаточный интерес к миру, имелись другие признаки заболевания. Опираясь на врачебную практику, доктор сделал вывод о существовании неизвестного синдрома, ведь у детей не диагностировалась шизофрения. Не было также умственной отсталости.
Историю исследований продолжил Ганс Аспергер. В результате проводившегося в Австралии изучения вопроса обнаружили подобные симптомы. Накопленная клиническая практика была описана в 1944 году. Однако результатам работы не уделили достаточного внимания. Соответствующие выводы были сделаны позже. В 1980-х годах работы оценили видные специалисты, например, выводы Аспергера принял во внимание Кристофер Гиллберг.
Вслед за обнаружением аутизма последовали клинические исследования в течение 20-ти лет. В них описывались обнаруженные фенотипы. Далее вёлся поиск когнитивных объяснений, благодаря которым должна была наступить ясность относительно ключевых симптомов. Данный вид работ продолжался до 1990-х годов, после чего анализировались результаты исследований, что касается генетических факторов аутизма близнецов. Проводились исследования активно развивающейся психогенетике. Анализировалась возможность психологического аспекта аутизма и соответствующего способа лечения недуга.
В изучении заболевания имел значение геномный анализ. Развивалось такое направление, как нейровизуализация. Конец ХХ века был обусловлен пристальным вниманием к биологической стороне аутизма. Упорные исследования не оказались напрасными, так как были найдены особые гены. Выводы касались также вариаций генов. А последние десятилетия ознаменовались новыми успехами. Для эффективного лечения недуга имеют немаловажное значение также новые сведения о негенетических причинах аутизма. Появились соответствующие методы лечения.
Исследования продолжаются, в частности, анализируется аутизм у девочек. Изучаются слабые возможности овладения языком. Врачи также нуждаются в данных об изменениях в протекании аутизма, когда происходит взросление наряду со старением. Ученые не только выясняют причины заболевания. Не менее важно научиться применению знаний, полученных лабораторным путём. Определённую роль играет общество, способное поддерживать людей с аутизмом. Совершать определённые действия под силу семьям.
Важно знать о симптомах аутизма
Выясняя такой важный вопрос, как симптомы недуга, рассматривают две группы. В первую очередь стоит сказать о симптомах, которые связывают с дефицитом общения в социальной среде. Недостаток коммуникаций проявляется в нехватке эмоциональных взаимодействий. Такие люди не в состоянии поддержать беседу, им трудно понять интересы окружающих. Невозможны общие эмоции. Коммуникативное поведение также ущербно, что видно при социальном взаимодействии. Страдающим аутизмом сложно общаться, причем, речь идёт не только о вербальной коммуникации. Не удерживается зрительный контакт. Телодвижения негармоничные, то же самое относится к жестам. В некоторых случаях наблюдается отсутствие мимики. В норме поведение меняется в зависимости от имеющегося в конкретный момент социального контекста. Больные не в состоянии полноценно поддерживать взаимоотношения с людьми. Этим сложности не ограничиваются. Страдает игра воображения. Признаком болезни становится отсутствие интереса к сверстникам.
К другой группе симптомов учёные отнесли не только ограниченные, но также и постоянно повторяющиеся поведенческие режимы. В подобном виде проявляются интересы. Не соответствует нормам деятельность. Данные нарушения проявляются в стереотипных повторяющихся движениях. Обычным поведением становится повторение простых моторных действий. При аутизме дети нередко любят выстраивать игрушки. Происходит автоматическое повторение одних и тех же слов.
При наблюдении за поведением больных аутизмом замечена склонность к приспособлению при определенных событиях. Преимущественно они повторяющиеся. Заболевание мешает гибкости, когда изменяется привычная среда. Например, речь может идти о ритуалах, режиме поведения. Даже незначительные изменения в жизни таких людей вызывают стресс. У больных обычно немного фиксированных интересов, зато сенсорная сторона жизни зачастую привлекает внимание. В отличие от нормативного поведения интерес к окружающей среде значительно разнится по сравнению с его типичными проявлениями. Отмечается не только безразличие к боли. Не всегда достаточно выражено внимание к перепадам температур. Притуплена реакция на определенные звуки с обострённой реакцией на запахи. Больным аутизмом доставляет удовольствие осязание предметов. Яркий свет не пугает, он ассоциируется с приятными ощущениями.
Учёным известны сопутствующие патологии
Выясняя особенности протекания болезни, специалисты определили сопутствующие проявления недуга. Его характеристики бывают когнитивными, имея в виду умственную отсталость плюс нарушения речи. К психологическим симптомам относится непростое поведение. Признаки медицинского характера – сонливость, не исключается эпилепсия. Аутизм сопровождается психопатологическими изменениями. Нередко сопутствующие патологии оказываются даже более разрушительными по сравнению с симптомами аутизма. Поэтому лечение корректируется с учётом данных факторов.
Особенности нейронных характеристик и когнитивных проявлений
Как выяснили учёные, нейронные нарушения при аутизме относятся к сложным. Обычно их довольно много. При этом не повреждается какая-либо часть мозга. Для болезни характерна системность. Пока не доказана структурность проблемы при условии вовлечения областей мозга в определённую информационную деятельность. Не проводились системные работы по нейровизуализации, соответственно, не существует четкого представления отличий мозга аутистов.
Что касается появившихся в последние годы когнитивных теорий, специалисты заметили отсутствие у людей с аутизмом способности интерпретировать интеллектуальную деятельность окружающих. Больные не в состоянии оценить мысли других людей. Закрытым миром остаются ощущения знакомых и близких. К тому же теоретически сформулирована слабая центральная когерентность. При характерных отклонениях в поведении замечено преимущественное фокусирование на деталях в ущерб контексту. Существует ещё одна теория, на основании которой сделаны выводы о нарушениях в осуществлении исполнительных функций. Поэтому люди с аутизмом не обладают способностью планировать свои действия. Они не переключаются с различных видов деятельности.
Типичные проявления недуга
У больных различаются проявления аутизма, особенно, когда это касается мальчиков. Именно их значительно больше (одна девочка к четырем мальчикам). Наблюдаются изменения в развитии, плюс к тому замечены нетипичные проявления болезни. Родителям стоит насторожиться на втором годе жизни ребёнка. Вначале происходит снижение контактов с окружающими, становятся очевидными проблемы в отношении зрительного взаимодействия с людьми. Недостаточно интенсивно развивается речь.
Если на протяжении дошкольного периода жизни отстаёт развитие речи, позже можно догнать сверстников. Вполне возможны дальнейшие проблемы при использовании речи. Однако уже до школы при внимательном наблюдении нередко замечают повторяющееся поведение в сочетании с возрастанием сенсорной чувствительности. Родителей огорчает ограниченность интересов. Максимальное проявление симптомов характерно для 4–5 лет. Специалисты напоминают о возможной их стабилизации в раннем школьном возрасте. Далее можно рассчитывать на спады наиболее характерных для аутизма симптомов. А в случае возрастания депрессии используют методы медикаментозного лечения.
Выясняем причины аутизма
Заболевание аутизмом считается комплексным. Ученые утверждают, что единой причины расстройства нервной системы не существует. Доказаны генетические корни недуга. Причины относятся к наследственным или ненаследственным факторам. Не исключаются негенетические основания системной болезни. Как показывает практика, вполне реально сочетание генетических и негенетических аспектов. Наблюдаются нарушения нервной системы, нарушается речь в комплексе с шизофренией. Проявляющийся дефицит внимания дополняется гиперактивностью.
Исследования продвинулись довольно далеко, например, выявлены гены, непосредственно связанны с аутизмом. Подобная ситуация прослеживается в отношении характерных нарушений речи. Бесспорным фактором риска специалисты считают инфекции, особенно если они возникают во время беременности. Другая возможная причина – поздний возраст во время зачатия. Монозиготные близнецы в значительной степени подвержены аутизму. У двуяйцовых в этом отношении имеются преимущества. Стоит обратить отдельное внимание на младших братьев и сестёр детей-аутистов. Обсуждается риск генетического аспекта заболевания.
Отмечая возможность негенетических факторов, специалисты проводили эпидемиологические исследования. Плюс к тому неблагоприятными считаются роды позднем возрасте. Может сказаться пренатальное воздействие определённых лекарств. Ученые говорят о вреде инфекций, сказывается загрязнение окружающей среды. Предполагается, что механизм может быть запущен постнатальными инфекциями, например, повышается риск аутизма при энцефалите. Однако полной ясности в данном вопросе не существует.
Умение общаться и аутизм
Для людей с аутизмом проблематично участие в беседах. Им сложно концентрироваться на определённой теме, они не в состоянии объяснять возникающие мысли. Больным не под силу использовать приветствия. Другой описанный признак аутизма – невозможность оценить шутку. Больной не расскажет историю.
Отличается от стандартной речь аутиста, включая использование редких слов. Больные оперируют фактами и событиями, однако не отмечают деталей, не сообщают о чувствах. Для них непросто говорить бегло. Даже овладев языком, дети отстают от сверстников. Возникают серьёзные проблемы с грамматикой, страдает рабочая память. Типичны нарушения языка, а четверть аутистов почти им не владеют.
Лечение аутизма сегодня
Наиболее действенным лечением аутизма специалисты считают анализ поведения. Этот метод заключается в разделении непростых для ребёнка задач на примитивные шаги. Чтобы преодолеть любой из них, используется поощрение наряду с мотивацией. Эффективность способов увеличивается благодаря изучению протекания развития. Активные вмешательства значительно снижают симптомы с одновременным повышением когнитивных способностей. Улучшается речь.
Разработаны программы по выработке социальных навыков. Данный эффект достигается у взрослых детей, обладающих способностью говорить бегло. В определённых случаях возможно фармакологическое лечение, если имеются в виду связанные состояния. В частности, удается корректировать психологические проблемы. Успехи достигаются при дефиците внимания. Частично преодолевается гиперактивность и тревога. Однако не существует лекарств, способствующих лечению симптомов.
Как планируется лечить недуг
В будущем борьба с аутизмом будет иметь много общего с различными областями медицины. Решение проблемы заключается в использовании специфических биологических предпосылок. Делается акцент также на психологических симптомах. Большое значение имеют знания о биологии аутизма, что касается генов.
Учёные прогнозируют разработку новых медикаментов, помогающих пациентам с выраженными генетическими мутациями. Перспективны психологические способы лечения. Плюс к тому планируется использование персонализированного медикаментозного лечения в сочетании с психологическими методами исцеления. При условии профессионального использования достижений медицины специалисты рассчитывают на ослабление симптомов. Комплексная терапия приведёт более успешному приспособлению аутистов к обществу.