Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это диагноз, который сегодня ставят каждому двадцатому ребенку. Но еще относительно недавно данное неврологическо-поведенческое расстройство считалось следствием плохого воспитания. Именно так о СДВГ говорили в середине XIX века, когда этого термина еще даже не существовало. В частности, именно о нем упоминал Генрих Гофман – немецкий врач, который в 1845 году придумал определение «непоседа Филипп», подходящее слишком подвижным и неспокойным детям.
Однако на тот момент СДВГ рассматривался совсем с другой точки зрения, нежели сегодня. И только в 1902 году английский врач Дж. Ф. Стилл в своем выступлении перед членами Королевской академии связал гиперактивность и биологическую основу человека.
Как появился термин
Понятие «Синдром дефицита внимания» или «Attention Deficit Disorder» (ADD) появилось в квалификации DSM-I в 1980 году. Причем «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (ADD+H) считался одной из его разновидностей. Изучением этого понятия в тот момент занимались многие специалисты, включая известного канадского врача Вирджинию Дуглас, которой принадлежит гипотеза о том, что в основе расстройства находятся «четыре дефицита»:
- сниженная способность к удержанию внимания;
- слабая модуляция уровня активирующих влияний;
- слабое торможение импульсивного поведения;
- потребность в немедленном вознаграждении.
Данная теория была выдвинута автором в период с 1980 по 1983 гг., и многие врачи до сих пор пользуются ею.
Признаки и симптомы рассматриваемого состояния
СДВГ проявляется у детей гиперактивностью, невнимательностью и импульсивностью.
Гиперактивностью называют чрезмерную подвижность ребенка. Уровень его двигательной активности настолько высок, что маленький пациент просто не может сидеть спокойно (даже на уроках). А если такой ребенок окажется в кабинете врача, он будет постоянно перемещаться по помещению, пытаться все потрогать, достать, обратить на себя внимание. Подобная активность, в отличие от обыкновенной энергичности, носит бесцельный характер и часто становится причиной получения травм.
Невнимательностью у детей с СДВГ считается снижение концентрации внимания и высокий уровень отвлекаемости. Ребенок не способен сосредоточиться на задании, которое кажется ему неинтересным, и долгое время заниматься его выполнением. Но если занятие интересное (например, речь идет о просмотре мультфильмов или компьютерной игре), мальчик или девочка может посвятить ему несколько часов подряд. Кроме того, ребенку с СДВГ сложно переключать внимание с одной неинтересной для него вещи на другую. При этом он легко отвлекается на посторонние стимулы – звуки, телефонные звонки, виды из окна. Все это способно надолго оторвать ребенка от выполнения домашнего задания.
Импульсивностью называется проблема контроля импульсов. Такой ребенок часто перебивает других, выкрикивает ответы на уроках, не может дождаться своей очереди во время игры. Импульсивность нередко проявляется склонностью к риску, поскольку заставляет мальчика или девочку действовать необдуманно. Это может представлять реальную опасность для ребенка в повседневной жизни, во время прогулок и игр с другими детьми.
Причины развития СДВГ
Синдром дефицита внимания не диагностируется у детей младше 3 – 4 лет, поскольку только в этом возрасте паттерн поведения становится дифференцированным. Напомним, что по теории Л. С. Выготского в три года ребенок переживает свой третий возрастной кризис. Именно вследствие него возникают такие поведенческие реакции, как строптивость, капризность, упрямство, негативизм. Это еще не признак СДВГ, хотя и одна из предпосылок к его возникновению.
Самым заметным симптомом синдрома дефицита внимания у детей дошкольного возраста является гиперактивность. Ребенок ни на чем не может сосредоточиться, он много бесцельно двигается, разговаривает, отвлекает других учеников детсадовской группы от выполняемых ими заданий. Правда, такое поведение может быть и вариантом нормы (особенностью темперамента или реакцией на слишком жесткие требования родителей и учителей). Забеспокоиться стоит, если рассматриваемые реакции проявляются в тяжелой форме и носят хронический характер. И еще более заметными они становятся в 5 – 6 лет, когда ребенок начинает проходить первые обучающие программы, и проявляются основные паттерны его поведения. В крайнем случае, поведенческое расстройство обнаруживается в младших классах. Если родители внимательны к своему ребенку, то тревожные симптомы будут обязательно замечены ими.
Поскольку СДВГ является одним из мультифакториальных расстройств развития, его диагностика может быть осложнена, а причины возникновения варьируются. Чаще всего рассматриваемое состояние является следствием совместного действия генетических и перинатальных факторов. Важную роль в этому играет ген рецептора дофамина D4, а также ген-переносчик дофамина. Ведь именно от них зависит интенсивность работы дофаминергической нейромедиаторной системы мозга.
Если в семье пациента кто-либо лечился от СДВГ, вероятность постановки ему такого диагноза возрастает до 30%. Поэтому рассматриваемым расстройством часто страдают родные братья и сестры (близнецы, двойняшки, погодки и т.д.). Кроме того, в группе риска находятся недоношенные дети и дети, рожденные женщинами, которые курили во время беременности.
Причиной развития у ребенка СДВГ часто становятся тревожные расстройства матери. Особенно это актуально, если они носят затяжной характер и проявлялись еще до появления ребенка на свет. Однако тревога матери может быть не только причиной, но и следствием поведенческих особенностей сына или дочери с синдромом дефицита внимания, сложности обучения, адаптации в социуме и т.д. Поэтому важно установить первопричину явления.
Женщины с повышенным уровнем тревожности часто допускают ошибки при воспитании детей. Им свойственны несдержанность, чрезмерная критичность, гиперопека. Такое отношение со стороны родителей (особенно, матери) также способно приводить к развитию синдрома дефицита внимания. Поэтому важно, чтобы взрослые умели правильно взаимодействовать с ребенком.
Основные разновидности неврологическо-поведенческого расстройства
Синдром дефицита внимания может быть комбинированным (наиболее распространенный вариант) или с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н). Если у ребенка наблюдается расстройство второго типа, для него характерна заторможенность реакций, вялость, робость и апатичность. В противном случае преобладающим симптомом является гиперактивность.
Кроме того, синдром может развиваться в простой или осложненной функциональной форме. В первом случае симптомы расстройства классические – гиперактивность, невнимательность и импульсивность. Для второго характерны сопутствующие признаки – фобии, головные боли, нарушения речи. Они осложняют протекание рассматриваемого расстройства и требуют использования особого подхода к пациенту.
Тонкости и особенности лечения
Европейские и американские ученые широко используют для борьбы с СДВГ разнообразные психостимулирующие средства. Эти лекарства способны повышать содержание в крови ребенка дофамина и норадреналина, но имеют определенные противопоказания и побочные действия, что ограничивает их применение. В России рассматриваемые психостимуляторы не зарегистрированы.
Отечественные врачи чаще назначают пациентам ноотропные средства, оказывающие положительное воздействие на интегративные функции мозга. Они улучшают память ребенка, способствуют повышению обучаемости. Также маленьким пациентам могут назначаться транквилизаторы, но только в случае возникновения у них тревожных расстройств.
Помимо медикаментозной терапии пациенту, страдающему СДВГ, необходима помощь психотерапевта. Кроме того, большое значение имеет поведение родителей и учителей, их отношение к ребенку. Взрослые должны действовать корректно и компетентно, использовать адаптивные подходы. Только комплексное лечение позволяет добиться стабильного положительного эффекта.
Очень результативной для лечения детей с дефицитом внимания является поведенческая психотерапия. Она строится на оперантном подходе, а также системе поощрений и наказаний. Причем в качестве наказания целесообразно использовать отсутствие поощрения. Если за правильное поведение ребенок получает что-то приятное (подарки, карманные деньги, возможность сходить в кино, кафе и т.д.), то за неправильное – его этого лишают. Причем модель отношения к ребенку должна быть позитивной. Но важно, чтобы он знал о правилах поведения, установленных родителями, и соблюдал их.
В последние годы для лечения СДВГ успешно используется транскраниальная микрополяризация (ТКМП). Этот метод состоит в воздействии на ткани мозга малоинтенсивных импульсов гальванического тока. Он был разработан в ленинградском НИИ экспериментальной медицины в 70-80-х гг. прошлого века, но распространение получил относительно недавно.
ТКМП стимулирует работу неспецифических активирующих систем мозга, а также процессы морфофункционального развития участков его коры, являющихся незрелыми. Этого эффекта удается добиться за счет нормализации нейродинамики. Метод также эффективен для лечения аутистических расстройств, задержек развития, нарушений речи. Он позволяет добиться заметных результатов, избежав неблагоприятных побочных явлений.
Может ли наблюдаться синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых
СДВГ не возникает у взрослых, которые не переносили его в детском возрасте (неважно, было ли расстройство диагностировано). По последним статистическим данным, им страдает от 2 до 6% людей во всем мире. Причем это касается только взрослой популяции.
У половозрелых мужчин и женщин СДВГ проявляется невнимательностью, эмоциональной лабильностью, повышенной импульсивностью, недостатком стрессоустойчивости. Люди, страдающие этим расстройством, как правило, не счастливы в личных отношениях, часто меняют работу, не могут сделать карьеру. Кроме того, с ними нередко происходят несчастные случаи.
Многие взрослые с СДВГ страдают аддиктивными расстройствами. Также у них могут наблюдаться нарушения памяти, что, совместно с невнимательностью, мешает получить высшее образование, дающее возможность найти хорошую работу. Как следствие, эти люди не могут продвинуться по карьерной лестнице и занимают низкие должности.
Современные достижения в исследовании СДВГ
Изучением рассматриваемого расстройства в Российской Федерации занимаются специалисты Центра поведенческой неврологии Института мозга человека, расположенного в Санкт-Петербурге. Также в данной сфере работают сотрудники кафедры детской неврологии московского РНИМУ им. Пирогова. И их коллеги из архангельского Института медико-биологических исследований САФУ.
Исследователи уделяют особое внимание изучению генетических механизмов развития и наследственных предпосылок синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Также они изучают функциональные состояния мозга людей, страдающих этим заболеванием, ищут эффективные методики лечения и профилактики рецидивов. Также исследования ведутся в сфере изучения социальных и психологических аспектов развития синдрома, семейных проблем, способных вызывать его и т.д. Такой комплексный подход позволяет помочь многим пациентам в детском возрасте, не допустив возникновения СДВГ у взрослых.
Запишитесь на консультацию по телефону
+7 917 513 44 88
Стоимость консультации
от 2500 руб.*
*окончательная стоимость зависит от проблемы обращения,
а также от продолжительности консультации (60 мин или 90 мин).