Мама – это самое важное слово на всех языках и во всех мировых культурах. Мы все являемся детьми своих матерей, и большинство из нас – женщин сами имеем детей. Как правило, роль мамы женщина совмещает с еще несколькими важными жизненными ролями: роли дочери, сестры, жены, женщины, подруги, коллеги и т.п
Мы сами не в состоянии в полной мере оценить степень близости со своими мамами. Даже став взрослыми, мамины установки, заложенные в нас в детстве, продолжают существенно влиять на нашу жизнь.
Мамой быть непросто, ведь нужно не только заботиться о своем ребенке (кормить, лечить, обувать – одевать), но и воспитать его, прививать ему определенные навыки, дать основы видения жизни, поддержку и опеку в различных затруднительных для ребенка ситуациях. К сожалению, приходится констатировать, что быть мамой нас нигде не учат. Безусловно, многие процессы, особенно связанные с заботой о ребенке, происходят интуитивно, на уровне индивидуального понимания женщиной своей роли, в соответствие с культурным контекстом времени и места, различными традициями.
Многим женщинам роль мамы удается блестяще, они умудряются сохранить со своими детьми теплые отношения на протяжении всей жизни, при этом оказывая поддержку в случае необходимости, понимая уровень ответственности и принимая во внимание потребности своих детей на разных жизненных этапах.
Для гармоничного ощущения себя в роли мамы необходимо, чтобы женщина умело сочетала несколько своих основных жизненных ролей. В противном случае, «перекос» в сторону какой-либо одной социальной роли женщины, напрямую оказывает негативное влияние на ее эмоциональное и психическое здоровье.
Остановимся на двух часто встречающихся типах «перекосов» женских социальных ролей и их последствиях для самой женщины:
1. Преобладание роли матери над ролью женщины.
Чаще всего в подобной ситуации происходит гиперопека ребенка, включенность женщины в ребенка на 100 % независимо от его возраста. Ребенок воспринимается как часть и продолжение самой мамы, а не как отдельный человек. Женщина не разделяет себя и ребенка, полностью «поглощая» его. При этом отец ребенка имеет минимальное влияние на него и всячески вытесняется женщиной из процесса воспитания. Для ребенка в дальнейшем подобная ситуация точно отражается фразой: «Мама, если ты любишь меня, люби меня меньше».
К психологу такие женщины обращаются с невротическими расстройствами по типу «Я плохая мать», со страхом сделать ошибку в воспитании ребенка.
2. Преобладание роли женщины над ролью матери.
Ключевой момент в подобных ситуациях — наличие у женщины какой-либо «страсти» :
• работы или карьеры (мама — звезда);
• мужчины (мама — супруга или мама — любовница)
Ребенок с такой мамой не чувствует себя любимым, ощущает себя ненужным, брошенным. Также возможно сильное сближение ребенка с отцом. В будущем выросший ребенок, как правило, отдаляется от матери, не желает иметь с ней близких родственных отношений, выполняя только формальные действия по отношению к ней.
За психологической помощью такие женщины обращаются с запросами на неудовлетворенность своим одиночеством, непониманием и неприятием причин холодности своих взрослых детей.