Мнение психологов о влиянии гаджетов на подростков. Учитываем при воспитании ребёнка

дети и гаджеты

Интернет занял прочное место в жизни подростков. Шире стал круг общения благодаря социальным сетям. Увлекательные компьютерные игры разнообразят досуг. Чтобы иметь разностороннюю информацию об их влиянии на психику детей, были проведены исследования. Необходимость в научных выводах возникла по причине многочисленных мнений, которые нередко называют мифами. Однако не было определенного отношения по поводу того, действительно ли компьютер способен зомбиировать ребёнка. Велись разговоры даже о мировом заговоре. Чтобы внести ясность, работы проводились отечественными и западными специалистами в данной области. В результате не выявили серьёзных последствий для психического здоровья работы за компьютером.

Гаджеты и мозг

В 2010 году увидела свет книга «iBrain: Surviving the Technological Alteration of the Modern Mind», в которой изложена информация об изменениях в головном мозге у детей подросткового возраста в том случае, когда они активно используют компьютер, то же самое относится к гаджетам. Учёные принимают во внимание, что в период интенсивного развития одновременно активизируются высшие психические функции, другие структуры. Если сравнивать со взрослыми, процесс идет намного медленнее.

Особенности подрастающих любителей Интернета заключаются в ускоренном переключении и активном распределении внимания, поэтому более интенсивно развиваются соответствующие сферы. Специалисты также пришли к выводу об ускоренном развитии вербального компонента. Причина проста – частое общение. С научной точки зрения рассматривались навыки, которые получают при интенсивном использовании при использовании современной техники кончиков пальцев.

Гаджеты и концентрация внимания

Деятели науки не спорят с утверждением о нежелательном влиянии на подростков регулярной работы с гаджетами. Концентрация внимания снижается, что сказывается на качестве деятельности. Необходимость в концентрации особенно актуальна при потребности в усидчивости. С другой стороны, невозможно достижение успеха в современном обществе без умения адаптироваться к окружающей среде, которая характеризуется быстрым обменом информацией. Именно благодаря использованию компьютеров развиваются зоны, решающие задачи быстрого переключения между определенными действиями.

Вовсе не обязательно полное погружение в виртуальную среду. Наблюдения показывают заинтересованность уделяющих много времени компьютеру подростков в живом общении. Однако опросы показывают отсутствие строгого разделения для подростков непосредственного общения и получения информации посредством интернета. Несмотря на это дети преимущественно предпочитают смотреть собеседнику в глаза. При контакте с человеком можно ощутить реакцию оппонента, оценить его искренность и т.д. Поэтому имеют более полную информацию, которую не получишь, пользуясь интернетом.

Что пригодится ребёнку в будущей профессии

Не всегда приносят пользу навыки, полученные в процессе многочасового пребывания в виртуальном пространстве. Речь идёт, в частности, о математике. Способность полноценно сосредотачиваться возникает также при изучении других точных наук. Подобное качество требуется в других областях. А полученные при осваивании компьютера навыки могут помешать.

Беспокоит родителей и другие проблемы, которые не всегда находят реальное подтверждение. Как было выяснено специалистами, неоправданным штампом стало утверждение о так называемом «клиповом сознании» у детей. Будто бы подростки утрачивают способность удерживать внимание. Поэтому раздаются призывы создавать ролики для детей продолжительностью не более трех минут. В ряду подобных предположений – отсутствие способности к восприятию длинных текстов.

Учёные высказывают свою точку зрения относительно пользы, которую получают в результате навыка пользования компьютером. В будущем подросткам будет проще выстраивать картеру в некоторых областях человеческой деятельности, связанных с переключением между несколькими задачами. Упрощается отслеживание целого ряда процессов, если с детства иметь дело с гаджетами. Меньше возникнет сложностей при управлении проектами. Журналистам в современных СМИ также требуется умение работать с большим объёмом информации. Поэтому не стоит родителям слишком критически относиться к увлечению детей виртуальным миром. В любом вопросе важно проявлять чувство меры.

Правильно воспитываем волю

Профессионалы различают психологические особенности подростков. Отсутствие концентрации внимания происходит по многим причинам. В одних случаях ребёнок отвлекается под воздействием каких-либо внешних факторов, например, не располагает к занятиям обстановка. Если в вашем случае происходит именно так, напрашивается простой вывод – родителям стоит задуматься над правильной организацией учебного процесса. Сложнее обстоит дело, когда постоянно тяжело удерживается концентрация. Именно такая склонность вырабатывается у детей в процессе пользования гаджетами с раннего возраста. Со временем вырабатываются структурные изменения. В борьбе с природными склонностями к усидчивости и устойчивой концентрации может одержать верх рассеянность. Поэтому приходится решать проблему развития воли.

У детей, постоянно имеющих дело с гаджетами, вырабатывается своеобразное восприятие мира. Они думают следующим образом: чтобы не прикладывать усилия, решая сложную задачу, можно от неё отказаться и заняться чем-то другим. Люди старшего поколения поражаются умению подростков находить самые простые способы справляться с домашними заданиями. Сегодня можно увидеть платный заказ написания сочинения. Существуют и другие варианты, которыми пользуются «продвинутые» подростки. Достаточно найти в Интернете уже написанное кем-то сочинение, которое достаточно частично изменить. Идя по пути наименьшего сопротивления, дети сводят усилия к минимуму. Поэтому не получают необходимых знаний, отказываются от формирования умения чётко излагать мысли. В этом отношении, как утверждают психологи, гаджеты играют не позитивную роль.

Соблазн тем более велик, что гаджеты постоянно совершенствуют, поэтому можно быстрее найти необходимый материал. А умная техника не стимулирует к развитию способностей и важных для жизни качеств, например, отпадает потребность в запоминании номеров телефонов, так как они находятся в памяти гаджета. Разработчики всё делают для того, чтобы подросток получал максимум удобств, соответственно, меньше напрягался. Ребёнок привыкает к тому, что проблемы не нужно решать. Их можно просто обойти стороной, в частности, так происходит с написанием школьного сочинения. Привычка не напрягаться закрепляется. В результате у ребёнка возникает вопрос: «Зачем трудиться в учебном процессе, ведь всё можно сделать гораздо быстрее и проще?».

Состязание: уличные компании или виртуальное пространство?

Психологическая практика не стоит на месте. Профессионалы констатируют явные изменения. Современная тенденция – обращения с жалобами по поводу зависимости от онлайн-игр. После резкого увеличения числа пользователей Интернета и удешевления доступа во всемирную сеть гораздо реже можно увидеть привычные подростковые компании. Ещё не так давно во дворе на лавочке сидели самодеятельные музыканты с гитарами, а новоиспечённых солистов поневоле слушали жители целого квартала. Теперь стало тише, так как молодёжь перекочевала в виртуальный мир.

Взрослые ещё не успели определиться с тем, хорошо ли массовое увлечение подростков Интернетом, как с 2015 года во дворах снова стали появляться компании, ведь живое общение трудно заменить какими бы то ни было технологиями. Уличная жизнь оживилась. Правда, теперь чаще видят компании не во дворах, а в торговых центрах. Популярны фуд-корты. Молодёжи нравится встречаться в кафе. Психологи анализируют данное явление и делают выводы о причинах возобновления интереса подростков к непосредственному общению.

Дело в том, что дети стремятся к организации своего пространства, отдельного от мест сбора взрослых. Поэтому молодых порой можно увидеть не только в привычных местах. Некоторые компании дворы променяли на крыши. Причем, в различных странах имеются свои особенности. Любимые места встреч молодёжи Швеции в последние годы стали оккупироваться взрослыми. В результате подростки были вынуждены искать свои варианты. Городское пространство имеет свои закономерности, с которым приходится считаться подросткам. В инфраструктуре любого города, будь то мегаполис или небольшой районный центр, существуют места, где уютно себя чувствуют юноши и девушки.

Отслеживая тенденции, психологами также было замечено появление подростков на городских улицах в связи с популярностью игры Pokemon Go. Летом 2016 года желающих к ней приобщиться было особенно много, причем, тенденция затронула многие страны мира. Заинтересовавшись причинами популярности быстро распространившейся игры, специалисты выяснили, что мотивация объясняется желанием испытать новые ощущения. Открытием стал вывод о том, что упорных любителей Интернета, ни при каких обстоятельствах не желающих выйти на улицу, оказалось меньше, чем можно было ожидать. На 60 опрошенных заядлые «интернетчики» составили всего лишь 3 человека. Более того, их всё-таки удалось выманить из насиженного места с помощью игры Pokemon Go.

Провоцирует ли Интернет агрессию

Воспитатели особое внимание уделяли подросткам из группы риска, имея в виду нарушение социальной адаптации. Такие дети злословят и кричат. Хулиганство и даже хамство стало для них привычным. Однако формы проявления грубости со временем меняются. Теперь агрессия наблюдается в Интернете. Имеют место также околокриминальные тенденции, поэтому интернет-среда претерпела изменения.

Психологи наблюдают за происходящими в обществе событиями. Жители Москвы были потрясены серией массовых драк. Подростки собирались группами. Детей отличали шарфы в сочетании с балаклавами. Нападение на отдельных ребят происходило неожиданно, причем, оставались тайной причины такого поведения. Компания быстро исчезала, не объясняя мотивов своих действий. За короткий период времени произошло до 15-ти нападений.

Специалисты анализировали данные эпизоды и пришли к выводу о том, что правонарушения произошли не случайно. В цепи событий просматривалась система. Оскорбление по скайпу заканчивалось сбором большого количества подростков – околофутбольных болельщиков. Обидчика наказывали жестоко. Сформировались определённые правила. В качестве платы за «услугу» обиженный становился обязанным, поэтому при обращении принимал участие в подобных набегах.

Организация круговой поруки происходила с помощью Интернета. Когда раскрыли существующую систему, поняли принцип её существования. В конфликт двух детей втягивались, по сути, чужие люди. Из этого специалисты сделали вывод о возможности организации небезопасных массовых акций. Они стали возможными благодаря Всемирной сети. Поэтому у психологов появилась пища для размышлений.

Стоит задуматься о кибертравле и суицидах

С распространением Интернета появилось такое понятие, как кибертравля. Чем дальше, тем больше тревожит взрослых непростая проблема. Однако дело усложняется недостаточной изученностью вопроса. Если не в полной мере опасность осознают родители, дети тем более не понимают её серьёзности. Предоставляемые гаджетами возможности воспринимаются подростками как забава, которая несёт лишь удовольствие, ведь сейчас появились увлекательные игры, можно слушать любимую музыку. А на YouTube имеется большое количество всевозможных роликов.

Увлечение Интернетом не всегда контролируемое, хотя подросток не отдаёт себе в этом отчёта. Стремление к удовольствиям не сопровождается трезвой оценкой ситуации. Не способствует более осознанному поведению также полезная информация об опасности пользования гаджетами. Причина проста – недостаточность разъяснений, которые давали бы профессионалы относительно последствий увлечения виртуальным миром. Вследствие отсутствия адекватной оценки происходящего подростки делают то, что может привести к печальному результату.

Некоторые дети считают развлечением отправку своих фотографий в обнаженном виде. Не задумываются о последствиях также в других случаях, например, сообщают на своей странице о предстоящем отпуске. В результате хвастовство приводит к печальным последствиям – грабежу. А в первом случае привлекают внимание педофилов. Опытные негодяи выслеживают своих жертв и совершают насилие вследствие провоцирования на подобные действия самими подростками. Поэтому постоянно увеличивается роль педагогов и родителей, которые должны вовремя обратить внимание на небезопасное поведение детей. Если вовремя провести беседу и предупредить о возможных последствиях, ребёнок взглянет на свои увлечения другими глазами. Причем, не существует возрастных ограничений. Об опасности некоторых действий в Интернете стоит напоминать уже первоклассникам. Тем более актуальной становится проблема для подростков, ведь пользование Интернетом у них превращается в назойливую привычку. От увлечения трудно отказаться. Чтобы направить интерес в правильное русло, стоит вникать, чем именно интересуется ребёнок и предлагать другие варианты.

Иногда раздаются обвинения по поводу того, что именно Интернет приводит к случаям суицидов. Специалисты спорят относительно объективности таких утверждений. При детальном рассмотрении проблемы психологи приходят к выводу о других причинах трагических событий. Дело не в технологиях. Корни явления кроются в неправильной оценке происходящих в мире событий. Чаще всего подростки воспринимают окружающее как цепь безопасных и легких приключений. Конечно, не стоит драматизировать мир и пугать всевозможными страшилками, однако ребёнок должен объективно оценивать жизнь. В противном случае подросток может оказаться неподготовленным к каким-либо событиям. Если заблаговременно не просчитать действия и допустить опасную ситуацию, поведение школьника может оказаться неоправданно рискованным. Вероятность подобного сценария увеличивается благодаря возрастным особенностям подростка.

Отдельного разговора заслуживают так называемые группы смерти. Узнав о таком явлении, взрослые поддались панике. Предшествовало этому несколько ложных сообщений. В информационной атаке присутствовали сведения о якобы взрывающихся в руках пачках денег. Утверждали также, что прямо возле школ можно найти распространителей наркотиков. Чтобы осознать суть происходящего, учёные пытались понять социальную сторону проблемы, в частности, осмысливалась реакция общества.

Вместе с тем, была установлена связь суицидов в Москве с группой «Синие киты». Однако исследователи пришли к следующему выводу: причинами самоубийств в большинстве случаев становилось не влияние полученной в Интернете информации. Сопоставив множество фактов, профессионалы поняли, что влияние группы можно считать косвенным, а определяющей причиной в каждом конкретном случае становились проблемы в семье. Подталкивала подростков к необдуманным поступкам травля в школе. Корень зла также крылся в личных проблемах, соответственно, специалисты дали совет в первую очередь обращать внимание на эти обстоятельства. А группы в социальных сетях не играют решающей роли.

Заслуживают внимание также исследования, проводившиеся в Америке относительно возникновения школьников-стрелков. Подобный случай зафиксирован также в России – в Ивантеевке (Подмосковье). Несмотря на отличия в менталитете людей разных стран, обнаружено немало общего в проявлениях данного явления. Установлено, что 80% насильственных действий в школе сопровождалось сообщениями о намерениях. Подобные заявления можно было увидеть в социальных сетях. Поэтому не стоит легкомысленно относиться к высказываемым заявлениям. Внимательно относясь к подростковому поведению, важно обращать пристальное внимание на сигналы. Чаще всего они имеют вполне определённый подтекст – крик о помощи. Если говорить об ивантеевском стрелке, сигналы были проигнорированы.
В результате проведённой психологами работы сделали вывод: среди подростков, решившихся стрелять в окружающих, лишь 15% пристрастились к компьютерным играм-стрелялкам. Иными словами, не было установлено прямой связи игр с реальными действиями. Зато выявили увлечение настоящим оружием, подростки интересовались сценами насилия в кино. В Америке у детей имеется доступ к оружию. Подростки-стрелки научились с ним обращаться.

Стоит задуматься над адаптацией к социальным сетям

Как показывает практика, имеет смысл не только анализировать поведение детей, что касается присутствия в интернет-пространстве. Важно прослеживать историю взаимоотношений подростков с виртуальным миром, в частности, с разной активностью они пользовались социальными сетями. Вначале возросла популярность «ВКонтакте». На первых порах нередко выкладывали о себе полный набор данных. Слишком откровенное предоставление информации приносило немало вреда, например, подростки не понимали, что не стоит сообщать номер телефона, тем более небезопасно делиться информацией о месте проживания.

Вначале на пике моды были аватары, с помощью которых также предоставлялась определённая информация. Средством коммуникации становились фотографии. Обращали внимание на всё, включая одежду. В социальных сетях сформировался своеобразный язык, который состоит не только из текста. Общаются с помощью знаков, значение которых понятно не всем. Приобретают значение также символы. Пользователи Интернета освоили своеобразный этикет, что стало новым явлением в нашей жизни. В Интернете научились ухаживать, что вполне закономерно, так как в этом возрасте выработка подобных навыков своевременна. Дети средних классов учатся коммуницированию. Иными словами, приходит пора учиться существованию в социальном пространстве. При этом простые действия подростков уже не устраивают, так как поведение в этом возрасте сложнее.

Современные технологии в сочетании с образовательным процессом

Проведение разноплановых исследований имеет смысл в том отношении, чтобы выводы были максимально полными. В частности, психологи поставили задачу понять, как можно использовать интернет-технологии для улучшения учебного процесса. Предполагалась возможность совершенствования самообразования, ведь подростки тянутся ко всему новому. В результате пришли к выводу о возможности повышения эффективности образования.

Интересен также другой вывод: при условии незначительной академической мотивацией Интернет превращается только лишь в средство развлечения. Однако в любом случае нельзя не заметить пользу сети для подростков с уже сформированным интересом к учебе. Если раньше не всегда было просто найти интересующую ребёнка учебную литературу, сегодня эта проблема отошла на задний план. Достаточно послушать онлайн-лекцию, чтобы получить знания университетского уровня. Дома в любой момент можно посмотреть образовательный фильм. В Интернете много учебного контента. Нашим детям стало проще учиться, так как роль учебников стали выполнять планшеты. Даже с помощью телефона может быть предоставлена необходимая информация.

Однако психологи отмечают другую сторону проблему. При максимальной доступности информации теряется навык её поиска. Как выяснили специалисты, подобные сложности в большей степени проявляются в студенческие годы. Не найдя нужных сведений, нередко будущие специалисты не проявляют достаточной настойчивости и прекращают поиски. При определённых условиях ситуация повторяется. Более того, может возникнуть уверенность в том, что удача недостижима.

Особенности связи социальных сетей с депрессией

Данный аспект проблемы также исследовался специалистами. Прослеживая существующие тенденции, эксперты заметили, что социальные сети пестрят грустными картинками, особенно это касается движения готов. Не в меньшей степени грешат депрессивностью представители направления эмо. Подростки делятся грустными картинками, что стало привычной практикой. Переписка в социальных сетях нередко сопровождается грустными размышлениями. Впрочем, это не всегда говорит о негативном душевном состоянии детей. Присутствие неудовлетворенности – явление закономерное, в таком возрасте возникают и перепады настроения в связи с частыми гормональными изменениями.

Однако не стоит всё списывать на возрастные особенности. В некоторых случаях действительно имеют место серьёзные психологические проблемы подростков, что приводит к самоубийствам. Ребёнок на самом деле обращается за помощью, привлекая внимание окружающих. Если невозможно ожидаемое общение в непосредственной форме, подростки высказываются в Интернете. По опыту они знают, что на внимание близких можно рассчитывать в том случае, когда имеешь несчастный вид. Поэтому желание близости с родными людьми выливается в печальные высказывания.

Получают навыки социализации также другим способом. Подростки учатся выстраиванию правильных отношений со сверстниками. Несмотря на широкую аудиторию, подростки обращаются к конкретной группе друзей. В социальных сетях возникает свой мир сверстников, в котором легче общаться.

Формированию новых навыков способствуют родители. Современные мамы и папы – активные пользователи Интернета. Их участие в социальных сетях вносит коррективы в поведение детей, так как подростки получают порой неожиданную реакцию на свои высказывания. Поэтому не исключается ограничение присутствия родственников в случае регистрации в социальных сетях. Причина проста: подросток хочет свободы, чтобы избавиться от опеки хотя бы в Интернете. Поэтому в общении возникают нотки неискренности. Дети отдают себе отчет, что страница в Интернете одновременно является элементом имиджа. Соответственно, они что-то скрывают или не выкладывают фотографии, с помощью которых можно идентифицировать автора.

Делаем вывод о перспективах

Специалисты прогнозируют, что в следующем поколении многое изменится. Компьютер прочно входит в жизнь современного человека, поэтому для детей наших дочерей и сыновей будет естественно быстрое переключение между задачами. Однако проблема усидчивости не уйдёт в прошлое. С другой стороны, стремительное развитие технологий приведёт к исчезновению многих профессий. Соответственно, встанет вопрос трудоустройства большого количества людей. Стоит учесть также явное противоречие: в регионах со слабо развитыми технологиями демографические показатели обычно занимают лидирующие позиции по сравнению с районами, которые называют более цивилизованными. Вместе с тем, имеют место тенденции миграции из них множества граждан. В итоге развитые государства выигрывают.

Психологи настаивают также на других закономерностях. Тягу к гаджетам специалисты связывают с явным удовольствием, в результате чего уменьшается интерес к сексуальной жизни. Поэтому не удивительно снижение демографических показателей. Близкое общение нередко проигрывает социальным сетям. Телефонные звонки уже не берут верх в соревновании различных видов коммуникаций. Сегодня отдают предпочтение электронной почте, когда нужно выяснить рабочие моменты.

Прослеживая тенденции, специалисты прогнозируют увеличение количества разработок технологий. Организуют системы, предназначенные для других людей. Существует потребность в постоянно совершенствующемся программном обеспечении. А занятость в некоторых сферах деятельности существенно сократится, например, меньше станет потребность в работниках сельского хозяйства.

Произойдут изменения в психологической сфере. Прежде всего, усилится чувство одиночества. Среди многочисленных расстройств ожидается преобладание тревожно-депрессивных состояний. Наблюдается следующий тренд: 1980-е годы были ознаменованы нарциссическими настроениями. 2000-е также названы обществом достижений. Далее последовал другой этап – преобладание диффузно-депрессивных состояний. Задача гаджетов – снизить уровень тревожности. Наблюдается меньшее количество конфликтов в метро, так как внимание пассажиров привлекают именно гаджеты. Занимаясь телефоном, напряжение реализуется в мелкой моторике. Даже маленьким детям предлагают планшеты, чтобы успокоить их перед сном.